Май 1923-го года. Из дома 26 по улице Шаболовка выбежал кричащий о помощи человек. Он был весь в крови. Неизвестно, где именно просчитался Василий Комаров — «Шаболовский душегуб»: в том ли, что недостаточно напоил жертву, или в том, что не до конца оглушил её молотком. Серийный убийца сам, по собственной неосторожности, указал на себя следствию.
Как убивал?
Комаров без осечек успел убить как минимум 33 человека, хотя осудили его по 29 эпизодам. Придуманная схема срабатывала быстро и безупречно; на вопрос о процессе убийства маньяк с усмешкой отвечал: «Раз и квас!». Убийца предлагал купить жертвам лошадь или телегу, зазывал к себе «обмыть» сделку. В квартире он спаивал людей вином или водкой, бил молотком по голове, предусмотрительно подставлял таз или стелил рогожи, чтобы ничего не вымазать кровью. Комаров раздевал убитых, крепко привязывал им руки и ноги к животу; несколько жертв он зарыл в окрестных развалинах, других отвозил к воде — к Москве-реке и разным каналам. А потом… вместе с женой молился за их упокой.
Биография
Будущий маньяк родился в 1877 или 1878 году в Витебской губернии. Вся его семья, родители и пятеро братьев, пьянствовала, и с 15 лет Василий тоже начал употреблять алкоголь и всё, что содержало спирт. В период войны с Японией уехал работать на Дальний Восток, на полученные деньги путешествовал с женой по России. Отсидел год в тюрьме за кражу на складе, который должен был охранять; в это время первая жена умерла: по одной версии от отравления, по другой — от холеры. Вышел, 2-й раз женился в Риге на Софье — вдове-полячке с двумя детьми. Начинается Первая мировая война, наступают немцы, семья эвакуируется в Поволжье. Своих домочадцев Василий избивал «для науки», но в низших слоях это было в порядке вещей. Во время Гражданской войны пошёл добровольцем в Красную Армию, командовал взводом; однажды руководил взводом при расстреле пленного врага. Попал к белым; чтобы его не казнили, представился другой фамилией — Петровым. После войны переехал в Москву на Шаболовку, дом 26, начал работать извозчиком. Именно там с февраля 1921 года он совершал убийства.
Суд
Преступник охотно показывал следователям места, где были спрятаны тела, описывал последовательность своих действий. На привод к этим местам сбегалась толпа, готовая совершить самосуд и расправиться с маньяком. Милиции с трудом удавалось удерживать разгорячённых людей.
Процесс над Комаровым проходил 6 июня 1923 года. Василий не раскаивался, вёл себя развязно, хихикал, отшучивался разными поговорками, называл своих жертв «хомутами», на многие вопросы с усмешкой отвечал: «Хрен его знает». На вопрос, кормил ли он человеческим мясом своих свиней, ответил, что, если б кормил, завёл бы больше поросят. О своих мотивах сказал, что убивал из-за денег и попросту «не любил» людей. Рядом с ним сидела его жена Софья — «римско-католическая пани», которая знала о злодеяниях мужа и помогала ему перевозить тела. «Так… дурочка… слабая» — описал её супруг.
Суд признал Василия и Софью Комаровых вменяемыми и приговорил их к расстрелу. Дети были отданы на попечение государству.
Михаил Афанасьевич Булгаков, в то время корреспондент газеты «Известия», рассказал о процессе над маньяком в фельетоне «Комаровское дело». За этот доведённый до автоматизма способ убийства, «мясную хозяйственность» писатель охарактеризовал преступника так: «И не зверь, но и ни в коем случае не человек… футляр от человека».
Comments